Автобагажники |
![]() |
С помощью багажника можно, не нарушая комфорта в салоне, закрепить на легковом автомобиле громоздкие вещи, а некоторый спортивный инвентарь и велосипеды без него перевезти просто невозможно. Современные багажники — это системы опор, штанг, зажимов, дополнительных устройств (насадок) и приспособлений (адаптеров), подбираемых в зависимости от типа и количества груза и размещаемых на крыше или задней части автомобиля. Опоры и поперечные штанги (называемые также перекладинами, поперечинами) прямоугольного или аэродинамического сечения формируют силовую основу багажника. Использование легких сплавов с декоративным защитным покрытием позволяет облегчить несущую конструкцию и придать ей привлекательный внешний вид. В штангах могут быть предусмотрены пазы для установки приспособлений, позволяющих крепить различный спортивный инвентарь и снаряжение. При желании на них можно разместить универсальные багажники. Крепление багажника к автомобилюПодавляющее большинство багажников устанавливается на крыше. Сначала монтируются поперечные штанги с опорами, крепящимися к кузову четырьмя способами. Крепление к водостоку — ранее самое распространенное, а для отечественных багажников единственное. Опоры фиксируются зажимами различной конструкции. Простейшие стягиваются болтом или гайкой, быстросъемные — рукой при вращении “барашка”; есть модели с замками или “секреткой”. Крепление к продольным дугам (рейлингам) Крепление к специальным точкам Крепление с опорой на кузов (крышу) применяется, когда отсутствуют водостоки, дуги и специальные точки. Опоры имеют основания увеличенной площади с защитным покрытием (чтобы не повредить крышу) и притягиваются скобой, зацепляемой за верхнюю кромку дверного проема. Такой способ крепления также требует подбора соответствующей опоры. Универсальные багажники Закрытый багажник (“бокс”) по сравнению с открытым позволяет существенно снизить аэродинамическое сопротивление. Кроме того, он защищает груз от загрязнения, нежелательных внешних воздействий и постороннего взгляда. Такие багажники могут быть снабжены внутренними крепежными ремнями для удержания груза, устройством облегчения открывания и удержания крышки, системой, позволяющей открывать бокс с обеих сторон. Часто боксы оборудуются центральным замком, запирающим его одновременно в двух—семи точках. Собственный вес закрытых багажников равен 10—30 кг при внутреннем объеме 200—650 л соответственно. Материалом для современных закрытых багажников служит пластик, сохраняющий свои свойства под воздействием атмосферных явлений, отдельные детали выполнены из металла. Как и большинство элементов багажной системы, боксы предусматривают их быструю установку и снятие. Специализированные багажникиВ основном такие конструкции предназначены для транспортировки определенного спортивного снаряжения. Представляют собой устройства, соединяемые с вышеупомянутыми поперечными штангами на крыше автомобиля, либо автономные конструкции, размещаемые, как правило, на задней части кузова. В последнем случае опорами служат крышка багажника, крепление внешнего запасного колеса (в настоящее время встречается редко), фаркоп прицепного устройства и другие точки. Багажники для перевозки велосипедов Как правило, крепление велосипеда производится в трех точках, а держатель рамы имеет защитную облицовку и подходит для большинства их типов и размеров. Гоночные модели фиксируются за вилку, а переднее колесо устанавливается отдельно на специальном держателе. Багажники для перевозки велосипеда на крыше легко устанавливаются и снимаются, имеют небольшую стоимость. Перевозка на крыше не лишена недостатков. Повышенный аэродинамический шум, значительное увеличение габарита по высоте, неудобство погрузки и снятия велосипеда с крыши, которое часто приводит к соприкосновению с загрязненными деталями. Сзади автомобиля багажники позволяют транспортировать 2—5 велосипедов, расположенных поперек автомобиля. Существуют приспособления, увеличивающие количество мест для транспортировки. Багажники задней установки часто предусматривают доступ к багажному отделению автомобиля без их демонтажа (хотя и усложняют его), видимость задних сигнальных огней. Иногда их можно приспособить для перевозки лыж и сноубордов. Есть модели с дублирующими сигнальными огнями, подключаемыми к штатным фонарям автомобиля. Багажники, устанавливаемые сзади, в зависимости от их типа, также имеют свои недостатки: установка приспособления занимает больше времени, ухудшается обзор через заднее стекло, увеличивается габаритная ширина и затрудняется парковка, велосипеды сильно загрязняются. В связи с этим наиболее предпочтительны багажники с креплением за прицепное устройство. Они надежны, не имеют в своей конструкции ремешков, исключают повреждения лакокрасочного покрытия кузова, не нагружают заднюю дверь, а некоторые модели компактно складываются при их хранении вне автомобиля. Багажники для лыж, сноубордов Выпускаются багажники, которые удерживаются за счет большой площади соприкосновения магнитной поверхности с крышей. Они могут иметь защиту от кражи снаряжения. При этом не требуется установка поперечных штанг. В то же время надежная установка магнитных багажников обязывает соблюдать определенные, но несложные требования — соприкосновение поверхностей по всей площади, отсутствие швов, выпуклостей, углублений, чистота крыши и магнитных пластин. Заднее крепление багажника также позволяет одновременно перевозить лыжи и сноуборды. Для защиты инвентаря от повреждения применяются резиновые накладки и профили. Недостаток — во время поездки перевозимое спортивное снаряжение загрязняется и ухудшает обзор через заднее стекло. Багажники для различных легких лодок, виндсерфингов и длинногабаритных грузов Элементы крепления, контактирующие с перевозимым снаряжением, выполняются из материалов, защищающих его от повреждения. Некоторые устройства запираются. Для удобства погрузки и разгрузки длинномерного снаряжения одним человеком можно воспользоваться раскладывающимися удлинителями поперечных штанг. Из чего выбиратьКонструкции, предлагаемые на рынке багажников (преобладают изделия зарубежных фирм), в различных сочетаниях позволяют закрепить и перевезти практически любой груз. Например, на поперечные штанги могут устанавливаться багажники для одного—шести велосипедов, сноубордов или нескольких пар лыж и вместе с ними лодка или бокс. Стандартный прямоугольный профиль сечением 32х22 мм, используемый для поперечных штанг в багажнике одной фирмой, часто позволяет монтировать различные элементы и насадки от багажника другой фирмы. Развитие багажной системы Элементы крепления багажника и груза обычно разработаны для использования в системе конкретного производителя, поэтому важно перед расширением возможностей багажника убедиться в совместимости этих устройств. Замки Отечественные производители до последнего времени предлагали ограниченный выбор моделей открытых багажников типа “корзина”, крепящихся к водостокам. Теперь они выпускают более широкий ассортимент багажников и аксессуаров к ним для современных автомобилей. Конструкции зарубежных фирм разнообразнее отечественных, но стоимость их значительно выше, а это может оказаться решающим фактором при выборе. О предельно допустимой нагрузкеНеобходимо ознакомиться с требованиями завода-изготовителя автомобиля по ограничению веса груза, перевозимого на его крыше, и уточнить у продавца или по прилагаемой к багажнику инструкции его предельную загрузку. Выбирается минимальная цифра из двух, указанных для багажника (с учетом собственного веса) и для автомобиля. Это и будет максимальный вес перевозимого груза. Если информации не дано, то скорее всего, изготовитель автомобиля не допускает дополнительную нагрузку на его крышу, которую дает устанавливаемый багажник. Тогда его следует использовать как можно реже, а загрузку (включая вес багажника) ограничивать 50 кг. В противном случае прежде всего ускоряется появление очагов коррозии по линиям стыков кузовных элементов, а в дальнейшем может возникнуть общая деформация. Движение по неровной дороге вызывает колебания кузова и существенно увеличивает нагрузки на него и силовые элементы багажника. Особенно опасна повышенная нагрузка на кузов для машин “в возрасте”. Это желательно учитывать при загрузке багажника и выборе маршрута. Водитель должен помнить, что загруженный багажник влияет на управляемость машины, а чтобы поездка не доставила неприятностей, следует ответственно подходить к закреплению груза и не пренебрегать требованиями и рекомендациями производителей автомобиля и багажника. |